Серпуховской городской прокуратурой в рамках правового просвещения на базе Серпуховского филиала Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Среднерусская академия современного знания» проведен «круглый стол» на тему: «Противодействие коррупции в системе образования: анализ, выявление, профилактика и принятие обязательных организационных мер», в котором приняли участие старший помощник городского прокурора Алексеев А.В., руководители образовательных учреждений города Серпухова, а также представители Серпуховского отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
В ходе проведенного мероприятия рассмотрены причины коррупционного поведения и совершения коррупционных преступлений и правонарушений, определены коррупционные риски дошкольных и общеобразовательных организаций. С присутствующими на круглом столе руководителями образовательных учреждений изучены и обсуждены случаи возможного возникновения конфликта интересов у работников образовательных организаций.
Особое внимание руководителей образовательных организаций обращено на необходимость неукоснительного исполнения требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» об обязанности организаций независимо от их организационно-правовой формы разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. К числу таких возможных мер относятся: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены основы предупреждения и преодоления конфликта интересов педагогического работника. Ситуация, может быть, признана содержащей конфликт интересов педагогического работника при одновременном наличии следующих условий: такая ситуация должна возникнуть вследствие осуществления педагогическим работником профессиональной деятельности; необходимо, чтобы имела место личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества; личная заинтересованность должна влиять или потенциально влиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей; должно иметь место противоречие между личной заинтересованностью педагогического работника и интересами обучающегося, родителей несовершеннолетних обучающихся.
Конфликт интересов может иметь место также в случаях, когда не имеется прямой личной заинтересованности в получении материальной выгоды или иного преимущества, как это имеет место, например, в ситуации принятия решений в пользу третьих лиц, которым оказывается протекция.
Статьей 45 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено создание комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, деятельность которых должна способствовать, в том числе, предупреждению и преодолению ситуаций, связанных с конфликтом интересов, минимизировать коррупционные риски. В соответствии с требованиями указанного Федерального закона порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом.
Помимо деятельности комиссии, в локальных актах (приказах, распоряжениях, положениях) предусматриваются следующие меры, направленные на предотвращение конфликта интересов педагогического работника:
- расширение практики принятия коллегиальных решений по наиболее важным вопросам;
- четкое и детальное распределение полномочий между работниками, в том числе между руководителем организации и его заместителями;
- ограничение операций или сделок с организациями, с которыми руководитель образовательного учреждения и работники либо члены их семей имеют личные связи или финансовые интересы;
- предоставление деклараций конфликтов интересов при приеме на определенные должности, а также систематически — работниками, замещающими определенные должности;
- формирование системы сбора и анализа информации об индивидуальных достижениях обучающихся;
- обеспечение прозрачности и подконтрольности реализации всех принимаемых решений и др.
В ходе проведенного мероприятия руководителям образовательных учреждений доведена информация о мерах по профилактике и противодействию коррупции, которые должны приниматься, в том числе, в образовательных организациях, детально рассмотрены положения Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Минтрудом России 08.11.2013, а также разъяснена ответственность.